6 класс. История. 19.11.2020

 Тема: "Папы, императоры,и короли в Европе XII-XV вв"

Цель: изучить особенности образования централизованных государств в Англии и Франции, определить значение образования сословно-представительных органов власти.

Ход урока:

Священная Римская империя. 

Вопрос: вспомните, когда появилась Священная Римская империя?

Империя состояла из множества самостоятельных княжеств и владений. Князья и горожане почтительно относились к императору, но практически не подчинялись ему.



В XII-XV веках Священная Римская империя  все больше дробилась. А вот во Франции и Англии происходил процесс централизации - объединения под властью короля ранее разрозненных земель.

Проблемный вопрос: в чем схожесть развития Англии и Франции?

Франция делилась на несколько крупных феодальных владений: герцогств — Нормандия, Бретань, Бургундия, Аквитания; и графств — Анжу, Тулуза, Шампань.

Владения французского короля в начале XII века — королевский домен. Он был небольшим: в него входили Париж и Орлеан.



 

Королевская власть была слабой:

  • она не распространялась за пределы домена;

  • король не имел права собирать налоги с населения страны;

  • король не имел права судить подданных;

  • король не издавал общих для всей Франции законов;

  • не было единой монеты, постоянного войска и т. д.

  • Правившие короли из династии Капетингов постепенно расширяли свои владения.




Реформы Людовика IX Святого

1. Введение единой монеты для всей страны.

  1. Возрастание роли королевского суда: создание верховной судебной палаты страны — Парижского Парламента.

  2. Ограничение междоусобных войн. Были установлены так называемые «40 дней короля» — срок, в течение которого феодал, получив объявление о войне от соседа, мог искать защиты у короля.


Завершающий период объединения Франции пришелся на период правления Филиппа IVКрасивого.

Были присоединены Шампань и Наварра (показать на карте). Король сделал попытку присоединить Фландрию, которая являлась союзником Англии. 

Вопрос: Что такое сословия?

В 1302 г. Филипп IV идет на своеобразный шаг: он созывает Генеральные штаты. С их помощью он надеется заручиться поддержкой сословий в борьбе против папы Римского.

Генеральные штаты — высшее сословно-представительное собрание, которое состояло из депутатов всех трех сословий: духовенства, дворянства и представителей третьего сословия — горожан.

Король созывал Генеральные штаты, когда необходимо было ввести новые налоги. Таким образом, их главная функция — разрешение введения налогов.

Заседания сословий происходили отдельно друг от друга. Для окончательного решения они собирались вместе. Духовенство и дворяне имели два голоса против одного, городские богачи уступали 1-му и 2-му сословиям. Из-за разногласий между сословиями Генеральные штаты слабо влияли на государственные дела.

Выводы:

 В начале XIV века во Франции возникла сословная монархия — централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.

 Усиление королевской власти при Филиппе IV:

  • борьба с папой Римским;

  • созыв Генеральных штатов (1302 г.).

  • • Франция становится сословной монархией, централизованным государством с недостаточно сильной королевской властью, опирающейся на поддержку представителей сословий.


Англия.При внуках Вильгельма Завоевателя бароны — крупные феодалы Англии — начали междоусобную войну, которая длилась 20 лет. Бароны стремились добиться такой же независимости, какая

была у герцогов и баронов Франции. В Англии были благоприятные условия для усиления королевской власти:

  1. Быстро развивалась торговля внутренняя и внешняя. Лондон становился крупным торговым центром.

  2. Английские города располагались на королевских землях. Горожане поддерживали власть короля, несмотря на то что король облагал города тяжелыми налогами.







В 1215 году король Англии Иоанн Безземельный подписал грамоту с требованиями баронов, рыцарей и горожан и скрепил этот документ своей печатью.

Это была Великая Хартия Вольностей.

Основные положения Великой Хартии Вольностей

  1. 1. Король не мог вмешиваться в церковные выборы.

  2. 2. Без согласия Общего Совета королевства король не мог взимать ни «щитовые деньги», ни другие налоги.

  3. 3. Основные законы могли издаваться лишь с одобрения Общего Совета королевства.

4. Ни один свободный человек не мог быть заключен в тюрьму, лишен имения, изгнан из страны иначе как по законному приговору, вынесенному равными по положению судьями и «по закону страны».

5. Подтверждение вольностей городов.

Для того чтобы контролировать выполнение Хартии, бароны создали «Совет 25». Совет мог начать военные действия против короля, если король или его чиновники нарушат Хартию.

Вопрос: Почему англичане считают Великую Хартию Вольностей гарантом гражданской свободы?

В Англии также возникает сословно-представительный орган власти. В гражданской войне король и наследник престола оказались пленниками восставших. Руководитель восставших граф Симон де Монфор в 1265 году с целью укрепления своей власти созвал собрание, куда были приглашены духовенство, феодалы и представители городов и рыцарей. Собрание получило название парламент (от фр. «парле» — говорить). Он состоял из Палаты лордов  (дворянство и духовенство, назначались монархом) и  Палаты общин (горожане, рыцари, избирались)

Английский парламент имел большее влияние на государственные дела, чем Генеральные штаты во Франции.

Функции парламента:

  1. Участие в создании законов.

  2. Разрешение налогов.

  3. Контроль за использованием налогов.

Английский парламент ограничивал стремление баронов править страной; в парламенте высказывали свое мнение разные слои населения; в парламенте разрешались многие конфликты.

Выводы:

 Английский парламент был прогрессивным учреждением.

 В XIIIXIV вв. в Англии укрепилось централизованное государство в виде сословной монархии.

Общие черты в развитии Англии и Франции

— рост городов и торговли как предпосылка централизации государства,

— поддержка власти короля горожанами и рыцарями;

— обострение борьбы крестьян с феодалами, что вынудило господствующие классы укрепить центральную власть;

— наличие представительного учреждения при короле.

Домашнее задание: параграф 19, ответить на вопросы (устно!!)


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

8 класс. Обществознание. 7.12.22

Музыка. 5а - 10.01.2023. 5б,в - 12.01.2023

10. класс. Обществознание. 12.05.22