8 класс. Обществознание. 7.12.22
Здравствуйте,
ребята! Запишите тему урока в тетрадь.
Тема: «Защита
прав потребителя финансовых услуг»
Ответьте письменно на вопросы, используя материал
изложенный ниже.
Вопросы:
1.
Раскройте понятие «финансовая услуга».
2.
Назовите виды финансовых услуг. Какими финансовыми услугами пользуются члены
вашей семьи?
3.Перечислите
основные нормативные документы, регулирующие потребительские отношения в сфере
финансовых услуг.
4.
Назовите права потребителей финансовых услуг.
5.
Куда следует обращаться, если нарушены ваши права?
В связи с растущей популярностью и
доступностью предоставления финансовых услуг, а так же ростом уровня доходов
населения, с одной стороны, потребителей данного вида услуг становится все
больше, с другой стороны. Деятельность по защите прав потребителей в сфере
оказания финансовых услуг осложняется в настоящее время еще и тем, что в России
крайне низкая финансовая грамотность населения, а также слишком сложное и
запутанное финансовое законодательство, разобраться в котором простому
потребителю крайне сложно.
Финансовая
услуга
– услуга, оказываемая организацией, связанная с привлечением и (или)
размещением денежных средств физических лиц и предоставлением защиты
имущественных интересов посредством страхования.
Финансовые потребительские (подпадающие
под действие законодательства о защите прав потребителей) услуги подразделяются
на:
1. Банковские
услуги – ряд финансовых услуг, право совершения которых принадлежит только
банкам. К этим услугами относятся:
- привлечение денежных средств во
вклады;
- расчётно-кассовое обслуживание.
2. Финансовые
услуги, которые предоставляются не только банками:
- кредитование (включая жилищное
кредитование или ипотеку);
- денежные переводы.
3. Инвестиционно-банковские
услуги – в общем смысле услуги посредничества между потребителем и фондовым
рынком:
- депозитарные услуги;
- финансовое консультирование;
- оценка собственности.
4. Страховые
услуги – услуги по защите имущественных интересов физических и юридических
лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за
счет денежных (страховых) фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых
взносов (страховой премии):
- страхование;
- перестрахование.
В
России основой правового регулирования защиты прав потребителей является Закон
Российской Федерации «О защите прав потребителей». Рассмотрим его
основные сильные и слабые стороны в отношении защиты прав потребителей
финансовых услуг.
1. Право
на информацию. Согласно Статье 8 закона, потребитель имеет право на
информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах),
Статья 9 уточняет, какую минимально-необходимую информацию должен раскрыть
изготовитель (исполнитель, продавец) о себе, Статья 10 – о товарах (работах,
услугах). Статья 36 обязывает исполнителя предоставлять потребителю информацию
об обстоятельствах, которые могут оказать влияние на качество оказываемой
услуги или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок. Ответственность
изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре
(работе, услуге) установлена в статье 12.
2. Право
на возмещение ущерба. Это право детально закреплено в законе «О защите прав
потребителей». В первой главе (Общие положения) оно прописано в статьях 12-17,
где возмещение ущерба потребителю в полном объеме должно быть предоставлено в
случаях предоставления ненадлежащей информации о товаре (работе, услуге), в
случае наличия недостатков у товара (работы, услуги), наличия недействительных
условий договора, ущемляющих права потребителя, причинения морального вреда
потребителю нарушением его прав, а также закреплено право потребителя на защиту
в суде. Возмещение ущерба также освещено и в Главе III (Защита прав
потребителей при выполнении работ (оказании услуг), где отдельное внимание
уделено случаю несоблюдения сроков оказания услуг и праву потребителя на отказ
от исполнения договора об оказании услуг (выполнении работ).
3. Право
на безопасность. Статья 7 закона устанавливает право потребителя на
безопасность товара (работы, услуги) для здоровья, жизни и имущества
потребителя. Относительно товаров и услуг право на безопасность реализуется
посредством сертификации, установлении стандартов качества, норм и порядка
предоставления конкретных товаров и услуг. Для финансовых услуг безопасность
обеспечивается закреплением в законах по конкретным видам финансовых услуг
основных принципов их предоставления, стандартных и обязательных условий
договоров на предоставление финансовых услуг, условий, не допустимых в
договорах оказания услуг.
4. Право
на выбор. Статья 16 закона «Недействительность условий договора, ущемляющих
права потребителя» утверждает существование права потребителя на «свободный
выбор» товаров (работ, услуг). Несмотря на то, что в этой же статье закреплен
запрет «обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным
приобретением иных товаров (работ, услуг)», в российской практике по-прежнему
нередки попытки пакетирования финансовых услуг.
5. Право
на потребительское образование. Право потребителей на просвещение в области
защиты прав потребителей закреплено в Статье 3. В данной статье не только
устанавливается право, но и определяются механизмы реализации этого права:
включение соответствующих требований в государственные образовательные
стандарты и программы.
6. Право
быть услышанным- означает право на свободу слова, убеждения и их выражение.
Это право установлено не только для потребителей, а для каждого человека, и
потому закреплено в Статье 19 Всеобщей декларации прав человека и статье 29
Конституции Российской Федерации.
7. Право
на здоровую окружающую среду- закреплено в Конституции Российской Федерации
(ст. 42 - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную
информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или
имуществу экологическим правонарушением).
8.
Право на удовлетворение базовых потребностей – это право иметь доступ к
базовым, основным товарам и услугам (согласно трактовке Всемирной организации
потребителей): адекватное питание, одежда, жилье, здравоохранение, образование,
ЖКХ, водоснабжение и канализация. Это право потребителей реализуется с помощью
широкого спектра законодательных актов, регулирующих предоставление названных
выше базовых товаров и услуг.
Контролем
и надзором в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг занимаются:
Минфин России в части
выработки государственной политики, нормативно-правового регулирования в сфере
страховой, банковской, микрофинансовой деятельности, кредитной кооперации,
финансовых рынков, государственного регулирования деятельности
негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, ежегодного
мониторинга тарифов ОСАГО и их обоснованности. Кроме того, в настоящее время
Минфин России и Роспотребнадзор осуществляют совместную работу по реализации
Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и
развитию финансового образования в Российской Федерации», запуск которого
состоялся в апреле 2011 года.
Роспотребнадзор вправе
запрашивать и получать от госорганов и поставщиков финансовых услуг необходимые
документы (в т.ч. для проведения административных расследований), выдавать
поставщикам финансовых услуг предписания о прекращении (устранении) нарушений
прав потребителей (обязательных требований), рассматривать дела об
административных правонарушениях в области защиты прав потребителей и принимать
меры по их предотвращению, направлять в уполномоченные органы материалы,
связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о
возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, обращаться в суд с
заявлениями в защиту прав потребителей (законных интересов неопределенного
круга потребителей) и с заявлениями о ликвидации поставщика финансовых услуг.
ФАС России занимается:
антимонопольным регулированием и защитой конкуренции в финансовой сфере,
внесением предложений по изменению законодательства в сфере регулирования
финансовых рынков, касающихся установления верхней и нижней границ тарифов на
финансовые услуги, введения стандартов оказания таких услуг и пр.,
государственным надзором за соблюдением законодательства о рекламе, в том числе
функции обработки жалоб потребителей на ущемление их прав в связи с
недобросовестной рекламой в сфере финансовых услуг, проведением проверок и
подачей исков в суд в описанных случаях, проведением проверок поставщиков
финансовых услуг в сфере нарушения антимонопольного законодательства и
законодательства о рекламе.
Государственные органы исполнительной
власти в субъектах Российской Федерации и органы местного самоуправления уполномочены:
рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав
потребителей, обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного
круга потребителей).
Банк России занимается
вопросами: регулирования, контроля и надзора в банковской сфере, надзора в
национальной платежной системе.
Суды
(общей юрисдикции и арбитражные). Суды осуществляют свои полномочия в сфере
защиты прав потребителей в случае, если не удалось добиться защиты прав в
досудебном порядке. Деятельность Верховного суда Российской Федерации и Высшего
Арбитражного суда Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей
финансовых услуг заключается в выпуске информационных писем, постановлений,
обзоров и прочих документов, в которых содержится обобщенная судебная практика.
Деятельность судов первой инстанции по защите прав потребителей финансовых
услуг заключается в признании поставщика финансовых услуг виновным или
невиновным и вынесении соответствующего решения (постановления, определения и
т. п.).
Общественные объединения потребителей могут
участвовать в: разработке обязательных требований к финансовым услугам, а также
проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
регулирующих отношения в области защиты прав потребителей финансовых услуг;
проведении независимой экспертизы качества услуг, а также соответствия
потребительских свойств услуг заявленной информации о них; осуществлении
общественного контроля за соблюдением прав потребителей и направление в
Роспотребнадзор и органы местного самоуправления информации о фактах нарушений
прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их
подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах
полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам
нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей;распространении
информации о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав,
о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а
также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных
интересов потребителей; обращении в суды с заявлениями в защиту прав
потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей,
неопределенного круга потребителей).
В условиях широкого распространения
финансовых услуг в России, а также увеличения нарушений прав потребителей в
указанной сфере немаловажно знать свои права и уметь ими пользоваться. Кто
является потребителем финансовых услуг? В соответствии с Законом о защите прав
потребителей, Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать, или
приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы,
услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных
с осуществлением предпринимательской деятельности. Следовательно, потребителем
не могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие
товары (работы, услуги) для своих нужд.
Права потребителей банковских услуг.
Учитывая положения и Гражданского
кодекса, и ст. 39 Закона о защите прав потребителей, вкладчик, как потребитель
банковских услуг, при заключении договора банковского вклада приобретает те же
права, как и при заключении договора на любую другую услугу. А именно:
-право
на предоставление полной информации об услуге;
-на
возмещение ущерба, если условия договора не соблюдены;
-право
на альтернативную подсудность;
-право
на освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления
в суд.
Права потребителей страховых услуг.
Постановление Пленума Верховного суда
(ВС РФ) «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав
потребителей» от 28.06.2012 г. № 17 распространило действие Закона о защите
прав потребителей на имущественное и личное страхование. Как указано в п.1
данного документа Закон «О защите прав потребителей» применяется к страховым
отношениям, в части последствий, которые не подпадают под действие главы 3
Закона. Соответственно, Закон применяется к страхованию в частях:
- о праве граждан на предоставление
информации;
- об ответственности за нарушение прав
потребителей;
- о возмещении ущерба;
- об альтернативной подсудности;
- об освобождении от уплаты
государственной пошлины.
Т.е. иски по страхованию можно подавать
по месту жительства истца, не оплачивать госпошлину, заявлять компенсацию
морального вреда, требовать дополнительную неустойку. В то же время следует
отметить, что поскольку иск по ОСАГО предъявляется третьим лицом, по смыслу
Закона «О защите прав потребителей» потребителем не являющимся, распространение
данных условий на ОСАГО – вопрос открытый.
Порядок
решения споров в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг
Закон «О защите прав потребителей» предусматриваетвозможность защиты прав потребителей финансовых услуг в судебном и внесудебном порядке. Сущность внесудебного порядка состоит в том, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно исполнителю, не обращаясь с иском в суд. Досудебный порядок рассмотрения требований потребителей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а исполнителя – добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя, позволяя быстро восстановить нарушенное право.
Комментарии
Отправить комментарий